Компании: | 17 157 |
Товары и услуги: | 5 330 |
Статьи и публикации: | 431 |
Тендеры и вакансии: | 93 |
Как показывает практика, Государственная инспекция труда в таких случаях обычно оформляет штраф за сам факт нарушения трудового законодательства, а именно требований статьи 212 Трудового кодекса. То есть накажут за то, что аттестации не было вообще. Если же часть рабочих мест обследована, а часть нет, санкция будет аналогичной. Отличаться может только размер: минимальный штраф для организации 30 000 рублей, максимальный – 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
вы найдете образец: приказ о создании аттестационной комиссии (help.kdelo.ru/vk/item6647)
Мы не отправили в трудовую инспекцию информацию о результатах аттестации. В какой срок нужно было это сделать? Чем грозит его нарушение?
После того как аттестация проведена, работодатель должен в течение 10 дней сообщить о ее результатах в трудовую инспекцию (п. 45 Порядка, утвержденного Приказом № 342н). Срок начинают считать с момента, когда издан приказ о завершении аттестации и утверждении отчета. В инспекцию представляют сводную ведомость, которую оформляют на бумажном и электронном носителе. Кроме того, необходимо представить сведения об аттестующей организации.
Если работодатель не уложится в установленный срок или вообще не предоставит необходимой информации, его могут оштрафовать. Размер взыскания колеблется для должностных лиц и предпринимателей от 1000 до 5000 рублей, а для организации от 30 000 до 50 000 рублей (ст. 5.27 КоАП РФ). Поэтому стоит поторопиться с подачей документов. Ведь из-за такой мелочи можно серьезно облегчить свой бюджет.
В карте аттестации рабочих мест содержится письменное указание о необходимости проведения медосмотра работников. Является ли это единственным основанием для медицинских осмотров? Какой тип медосмотра нужно проводить, если он по результатам аттестации не определен?
Требование о проведении медицинских осмотров, которое установлено в карте аттестации рабочего места, не является единственным основанием, чтобы отправить сотрудника к врачам. Работодателю следует учитывать вредные или опасные производственные факторы на рабочих местах. Подробные перечни вредных, опасных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, можно найти в приложениях к Приказу № 302н. Именно от их наличия зависит, нужно ли проводить медицинское обследование сотрудников. Если вредные, опасные факторы имеются, обязательных медосмотров не избежать, хотя бы для отдельных категорий сотрудников.
Кроме того, если на момент приема работника аттестация рабочих мест не проведена, нужно руководствоваться отраслевыми и межотраслевыми документами по охране труда. К ним относятся правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда для профессий, должностей и видов работ и т. д. В них также содержатся указания о необходимости медосмотров. Так, к выполнению ручного набора полиграфических организациях допускаются работники, прошедшие медицинский осмотр.
Если работник проходил предварительный медицинский осмотр, в дальнейшем он обязан регулярно обследоваться у врачей. Эти требования отражены в Приложениях № 1 и № 2 к Приказу № 302н. Частота, с которой необходимо направлять сотрудников на медосмотр, зависит от типов вредных, опасных производственных факторов, воздействующих на них, или от видов выполняемых работ1.
Сотрудник, который не прошел обязательный для него медицинский осмотр, должен быть отстранен от работы (ч. первая ст. 76 ТК РФ, ч. вторая ст. 212 ТК РФ)
Список контингента работников, подлежащих медицинским осмотрам, должен содержать указание на профессию работника, согласно штатному расписанию, и наименование вредного производственного фактора. Список утверждается генеральным директором и в 10-дневный срок направляется в Роспотребнадзор (ниже).
Работодатель ссылается на то, что вместо аттестации могут быть использованы результаты лабораторных исследований оборудования. На этом основании он не желает проводить обследование рабочих мест по условиям труда. Прав ли работодатель?
Нет, не прав. Даже если безопасность оборудования подтверждена декларацией о соответствии или сертификатом соответствия2, нельзя утверждать, что аттестацию рабочих мест проводить не нужно. Рабочие места по условиям труда проверяют как раз для того, чтобы выявить и оценить вредные и опасные производственные факторы (п. 2 Порядка, утвержденного Приказом № 342н). К числу последних относятся не только связанные с самим оборудованием, но и многие другие: химические, биологические, физические, факторы трудового процесса.
вы найдете судебное решение о том, что отсутствие финансирования – не основание для отказа от проведения аттестации рабочих мест (help.kdelo.ru/sn/item5030?catId=4355)
Возможно, работодатель основывает свою точку зрения на пункте 19 Приложения № 3 к Приказу № 302н. Там сказано, что результаты лабораторных исследований могут быть использованы как дополнительный источник информации о вредных факторах на производстве.
Однако эти сведения применяют для формирования списка контингента сотрудников, которые должны пройти медицинское обследование. Эта норма не может служить основанием для отказа от аттестации рабочих мест.
На рабочем месте обнаружена недостаточная освещенность. Когда проводить повторную аттестацию? Нужно ли улучшать условия труда в кратчайшие сроки или можно это сделать к следующей плановой аттестации, проводимой через пять лет?
Повторную аттестацию работодателю нужно провести через пять лет (подп. «а» п. 8 Порядка, утвержденного Приказом № 342н).
Работодателю нужно улучшить условия труда в кратчайшие сроки, учитывая, что недостаточная освещенность может стать причиной профессионального заболевания работника. Уровни естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников должны соответствовать действующим нормам3. Требуемая освещенность на рабочем месте зависит от точности выполняемой работы, размера объекта, его контрастности и т. д. Например, освещенность для работ высокой точности от 0,30 до 0,50 мм и малой контрастностью объекта на темном фоне при системе общего искусственного освещения должна быть не менее 500 лк (СНиП 23-05-95).
Пункт 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 требует проводить медосмотры работников, которые трудятся за компьютерами более 50 процентов времени. Как определить, сколько можно работать за ПЭВМ?
Длительность нахождения сотрудника за компьютером можно определить с помощью Инструкции, утвержденной Приказом № 162.
Работник обязан соблюдать режим труда и отдыха в зависимости от продолжительности, вида трудовой деятельности (п. 1.3.3 Инструкции, утвержденной Приказом № 162). Делят их на три группы: группа А – работа по считыванию информации с экрана компьютера с предварительным запросом; группа Б – работа по вводу информации; группа В – творческая работа в режиме диалога с компьютером. Если сотрудник в течение рабочей смены выполняет работы, относящиеся к различным видам трудовой деятельности, за основную работу с компьютером следует принимать такую, которая занимает не менее 50 процентов времени в течение рабочей смены или рабочего дня.
Продолжительность непрерывной работы за компьютером без регламентированного перерыва не должна превышать двух часов (п. 3.2 Инструкции, утвержденной Приказом № 162)
Также трудовую деятельность за компьютером делят на три категории по степени тяжести и напряженности. Так, для группы А она определяется по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену (не более 60 000 знаков за смену); для группы Б – по числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену (не более 40 000 знаков за смену); для группы В – по времени непосредственной работы с компьютером за рабочую смену (не более шести часов за смену).
Материал подготовил
Алексей ТИХОНОВ, заместитель директора ООО МНПП
«Охрана труда-90» (Москва)
1 Пункт 15 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с опасными и (или) вредными условиями труда, утвержденного Приказом № 302н.
2 Пункт 6 статьи 8 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», принятого решением Комиссии таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823.
3 Пункт 16 Типового перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.